Здание вокзала в Ленинградской области не было включено в список объектов культурного наследия осенью 2020 года. Местный житель от лица инициативной группы обратился за судебной защитой, чтобы признать приказ об отказе во включении в список ОКН недействительным, так как зданию грозил скорый снос. Суд признал данный объект культурным наследием, но здание было уже снесено. В ответ на жалобу Конституционный Суд проверил законодательство на наличие должных механизмов судебной защиты ОКН. В ходе обращения в суд было направлено ходатайство о приостановлении действия приказа. В его удовлетворении было отказано, весной 2021 года здание было снесено, а в конце лета областной суд все-таки признал оспариваемый приказ недействующим.
Гражданин направил жалобу в Конституционный Суд РФ с просьбой проверить на соответствие Конституции страны статьи 85, части 4 статьи 87 и статьи 211 Кодекса административного судопроизводства РФ.
Конституционный Суд, принял во внимание, что решения и бездействия государственных органов подлежат обжалованию в судебном порядке. Так, проверяемая статья 211 предусматривает запрещение применения оспариваемого нормативного правового акта в отношении истца. Но такие акты адресованы широкому кругу лиц и касаются их прав, поэтому приостановка их действия до момента решения суда может сопровождаться рисками.
В ситуации с охраной ОКН или зданий, которые могли бы быть включены в данный перечень, действие данной нормы в рамках практики судебного применения оказывается формальной и бессмысленной. Суды не имеют возможности обязать владельца спорного объекта отложить запланированный снос до момента принятия решения по делу. В итоге нарушается принцип правосудия и отсутствуют реальные гарантии защиты объектов культурного наследия.
По итогам рассмотрения жалобы Конституционный Суд РФ в постановлении
от 11 апреля 2024 года № 17-П признал оспариваемые нормы, противоречащими Конституции РФ, и обязал законодателя изменить их. До того, как необходимые изменения будут внесены, суды будут наделены правом обязать владельца здания, в отношении которого идет спор о включении в перечень ОКН, не сносить его.
Ранее LegemNews.Ru сообщали об установлении
специального порядка приватизации исторической архитектуры субъектами малого предпринимательства. По мнению законодателя, это позволит привлечь МСП к процессу сохранения и реставрации культурных объектов, однако подчеркнуто, что за процессом приватизации следует внимательно следить.
Автор:
спецкор Зина Фруктова