Календарь новостей
«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031


Как можно охарактеризовать вашу занятость?


Реформа контрольной деятельности была закреплена новыми законами

Реформа контрольной деятельности была закреплена новыми законами
В российском законодательстве проходит очередной этап реформирования и замены старых правовых норм государственного и муниципального контроля и надзора, которым должны следовать представители бизнеса. Реформирован и порядок работы контролирующих органов. Принято два важных закона.
 
Первый из них - Федеральный закон от 31 июля 2020 года № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» определяет, что новые акты будут приобретать юридическую силу не чаще двух раз в году – 1 марта или 1 сентября. В настоящее время принятые законы начинают действовать в любой день года. Раз в шесть лет принятые законы будут проходить экспертизу. Если окажется, что какие-либо нормы потеряли актуальность, чрезмерно обременительны для бизнеса, законодательство доработают.
 
Вводится принцип исполнения требований, подлежащих обязательному удовлетворению. Если они избыточно затратные для субъектов хозяйствования, самая благородная мотивация не станет оправданием для таких законов. На этих принципах планируется законодательно создать механизм так называемой регуляторной гильотины.
 
Второй Федеральный закон от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» коснулся работы контролирующих органов. Предполагается полный отход от статистической системы, в соответствии с которой эффективность работы контролеров оценивалась по тому, сколько протоколов на нарушителей было составлено. Прежние наказания никуда не денутся, но порядок и подход к их наложению изменятся.
 
Предпочтение отдадут консультированию, профилактическим действиям. Эффективность контролирующих органов оценят не по валовому количеству протоколов, а по предотвращенному убытку. Например, если количество пожаров уменьшилось либо число жалоб клиентов сократилось, контролеры сработали хорошо.
 
Для ограничения проверочных мероприятий контролерам необходимо предоставить гибкий инструментарий. Введены новые мероприятия – мониторинговая закупка, инспекционный визит. Эти мероприятия продолжаются максимум 1 день и не столь затратные, как проверки. Некоторые контрольные мероприятия будут проводить в цифровом виде – начиная с мониторинга, переходя к принятию решения о проверке.
 
В законе закрепили принципы риск-ориентированной методики. Если потенциально угроза высокая, внимание контролирующих органов будет повышенным. В этой ситуации субъекты с высокой или даже значительной степенью риска будут проверять максимум дважды за год.
 
Представители бизнеса смогут сами влиять на присваиваемую риск-категорию. Например, индивидуальный предприниматель, добровольно застраховавший ответственность, автоматически перемещается в группу с низким уровнем риска. Это полностью избавляет от плановых проверок. Еще одна норма устанавливает, что в случае совершения контролером запрещенных действий, в рамках одного проверочного мероприятия последует отказ от всех ранее принятых решений.
 
Законодательно запрещены дополнительные проверки за пределами плановых. Раньше инспектирующие органы имели право назначать дополнительные мероприятия, если считали, что во время основной проверки что-то упущено. В результате, возрастала нагрузка на бизнес по части воздействий административного характера. Кроме этого, шесть видов внеплановых проверок из девяти существующих могут проводиться только с санкции прокурора.
 
По сведениям Министерства экономического развития РФ, законодательно существует около 220 видов федерального государственного контроля, четыре десятка регионального и 20 муниципального. Сейчас Минэкономразвития занимается подготовкой изменений в сотню действующих законодательных актов. Все они объединятся в единый так называемый «закон-спутник».
 
В настоящее время проходят встречи сотрудников Минэкономразвития России со специалистами контролирующих органов с целью выработать оптимальные решения в отношении закона-спутника. Работают также над методологией для муниципальных образований, органов власти, территориальных субъектов России. Федеральный закон от 31 июля 2020 года № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» начинает действовать с 1 ноября 2020 года, а Федеральный закон от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» заработает с 1 июля 2021, включая создание реестра видов контроля.

Автор: спецкор Зина Фруктова